Сначала понять для себя — что значит «питаться правильно»? Как завещала бабушка? Как привыкли с детства? Как убеждает реклама? Если маме питание ребенка не кажется правильным — это не всегда сигнал к изменению рациона.

Я сделала обзор национальных рекомендаций по детскому питанию некоторых стран (США, Канада, Великобритания, Япония, Австралия): они все имеют в основе одинаковую стратегию по питанию детей. Эта стратегия основана на:

Рекомендации составлены ведущими мировыми экспертами в области здравоохранения и базируются на качественных международных исследованиях.

Рекомендации по питанию детей

Общая идея всех вышеуказанных нацпрограм и ВОЗа достаточно проста:

Прямо как у взрослых:)

Чуть подробнее об актуальных рекомендациях я писала тут .

Т.е. «правильное» питание детей — это стараться следовать современным мировым рекомендациям. Не возвести в абсолют и сделать смыслом жизни, отбросив реальность, а уловить направление, в котором стоит двигаться.

Выходит, наша задача —

Помочь ребенку поддерживать более здоровый рацион и полезные привычки в питании. Как?

Показать разнообразие и дать свободу выбора в заданном диапазоне. Пусть питание станет зоной ответственности ребенка.

Это будет работать при условии:

  •  наличия у ребенка знаний о том, что такое еда и зачем мы ее едим;
  • адекватного личного примера взрослых — предполагается, что ребенку хочется быть похожим на взрослых и перенимать их образ жизни.

Я представила эту мысль в форме пирамиды:

В основе здорового питания ребенка лежит личный пример родителей. Это база, без которой последующие советы неэффективны. Если родители дома едят в 80% случаев сосиски с макаронами и майонезом, то бесполезно читать нотации ребенку о том, что надо есть капусту.

Над фундаментом личного примера стоят знания о еде: ребенок не может любить сельдерей, если он не знает, что такое сельдерей. В Японии есть даже такой термин — Shokuiku (Kanji: 食育)  «пищевое образование». Закон определяет это как «приобретение знаний о еде и питании, а также способность принимать соответствующие решения на основе практического опыта с едой с целью развития способности людей жить на здоровой диете» [1]. Он был придуман в конце ХХ века после появления в Японии западного фаст-фуда и лег в основу современных японских рекомендаций о питании. Рассказывайте ребенку о том, что вы едите и почему. Зачем нам нужна еда. Из чего стоят продукты. Из чего состоим мы. Кто такие маркетологи и откуда взялась реклама:)

Классные книжки, ролики на ютубе, мультфильмы о еде, игры — все это может помочь.

Важный нюанс — в моей пирамиде между фундаментом личного примера и этажом знаний есть цоколь под названием «Надежные детско-родительские отношения». Он не зря идет перед знаниями — можно сколько угодно знать, что есть брокколи полезно, но все равно ежедневно ужинать сосисками.

Знания могут остаться на уровне общей информации, если нет ресурса применять их в жизни. Т.е. если у ребенка все душевные силы и ресурсы уходят на «заслуживание» любви и принятия, то какие уж тут эксперименты с едой. Буду есть, что дали, а то мама не будит любить и оставит меня тут одного доедать суп.

Надежная привязанность

Надежные детско-родительские отношения — или надежная привязанность — теплые отношения внутри семьи, где взрослый занимает позицию взрослого, несет ответственность за свои решения, устанавливает и поддерживает правила и границы в семье. На такого взрослого можно опереться: он последователен, эмоционально стабилен и дарит ребенку свою безусловную любовь и принятие.

В отношениях с надежной привязанностью ребенок хочет походить во всем на «своего» взрослого, он может свободно экспериментировать с питанием, потому что это не страшно — меня любят в любом случае. Если из-за съеденной втихаря пачки печенья мама включает режим игнорирования ребенка, то о каких здоровых отношениях с едой впоследствии может идти речь?

Когда 3 ступени пирамиды — личный пример, теплые отношения в семье и знания по возрасту — освоены и естественным образом присутствуют в жизни семьи, то можно потихоньку отдавать ответственность за питание самому ребенку в рамках возраста:

  • Выбирай, что будешь есть?
  • Что завтра приготовим на ужин?
  • Что тебе положить на перекус — яблоко или грушу? (а, быть может, он уже сам помыл и положил в рюкзак и яблоко, и грушу)

Выбор блюда на столе и размер порции — на ребенке. Его пожелания учитываются при планировании меню, он участвует в покупке продуктов (не «стой в очереди», а ходит со взрослым по магазину и складывает в тележку огурцы или помидоры), часто готовит вместе с мамой/папой. Здорово, если семья вместе завтракает или ужинает. Дважды здорово, если у семьи есть формат традиционных воскресных блинчиков или субботней лазаньи, когда готовит вся семья и дети пищат от восторга.

Пример

Приведу пример, как работают все 4 этажа пирамиды в жизни:

Допустим, родители приняли решение не покупать каждый вечер как раньше пепси-колу ребенку. В этом случае они:

А) следуют своему решению и последовательно продолжают не покупать ее даже не смотря на слезы, крики и шантаж со стороны ребенка;

Б) могут принять и выдержать чувства ребенка по этому поводу, если он против такого решения. Не обесценивать, не запрещать плакать, не отталкивать — сочувствовать, принимать, быть рядом;

В) могут объяснить на доступном ребенку уровне свое решение, не перекладывая ответственность на дядю доктора, который будет ругать, на самого ребенка, который «такой большой, а все никак не понимает» и тд. Диапазон ответов для каждого возраста может быть от «не могу разрешить тебе это» для двухлетки до многочасовой беседы с наглядными иллюстрациями в форме фильмов, интересных исследований, инфографикой, выкладками из химии и анатомии и вовлеченным во все это подростком.

Г) предлагают более здоровую альтернативу и дают свободу выбора в заданном диапазоне: что хочешь сейчас попить — вот эту бутылку воды или вернемся домой и вместе приготовим ягодный морс?

Дальше буду писать о лайфхаках здорового питания, о высоких отношениях между детьми и овощами, о детском рационе и food-education.

Всем вкусных воскресных блинчиков!

Записаться на консультацию